Ограничение энергопотребления: исследователи предупреждают, что для достижения международных целей по борьбе с изменением климата потребителям в более богатых развитых странах придется пойти на ограничение энергопотребления. Основная проблема заключается в том, чтобы найти наиболее справедливый и равноправный подход для правительств к сокращению спроса на энергию, который часто называют сокращением спроса на энергию. Исследовательская группа под руководством профессора Милены Бюхс (Milena Büchs) из Университета Лидса проанализировала различные сценарии в своей работе «Экономия выбросов при справедливом снижении спроса на энергию», опубликованной в журнале Nature Energy. Одним из возможных решений является введение ограничения для 20% самых крупных потребителей энергии, что позволит тем, кто потребляет меньше энергии и имеет низкий уровень доходов, увеличить потребление и повысить качество жизни.
Для установления предельного уровня энергопотребления необходимо рассмотреть распределение энергопотребления по населению. Значения делятся на 100 перцентилей, представляющих различные уровни энергопотребления. Например, 50-й перцентиль показывает медианный уровень энергопотребления, при этом половина населения превышает его, а другая половина не достигает.
В схеме снижения спроса на энергию самые высокие потребители энергии сталкиваются с ограничениями, снижая свое потребление до уровня, соответствующего 80-му процентилю. В смоделированном сценарии это составит 170,2 гигаджоуля (ГДж) на человека в год по сравнению со средним уровнем энергопотребления 20% самых высоких потребителей - 196,8 ГДж на человека в год. Используя данные по 27 европейским государствам, исследователи оценили эффективность этой стратегии снижения спроса на энергию. Они обнаружили, что она может привести к сокращению выбросов парниковых газов от бытовых источников энергии на 11,4%, от транспорта - на 16,8%, а общего энергопотребления - на 9,7%.
Если позволить людям, живущим в бедности, увеличить потребление энергии, то это несколько снизит экономию выбросов: на 1,2 процентного пункта сократятся выбросы от бытовых источников энергии, на 0,9 процентного пункта - от транспорта и на 1,4 процентного пункта - от общего энергопотребления. Однако такая корректировка позволит менее обеспеченным слоям населения удовлетворить неудовлетворенные потребности в энергии, особенно в таких областях, как адекватное отопление жилья.
Профессор Бюхс подчеркнул, что политикам необходимо заручиться общественной поддержкой мер по снижению спроса на энергию. Усилия по декарбонизации, сосредоточенные только на энергоснабжении, будут недостаточными для достижения необходимого снижения выбросов. По мнению экспертов Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, снижение спроса на энергию может обеспечить от 40% до 70% желаемого сокращения выбросов к 2050 году.
Исследование показывает, что общественная поддержка снижения спроса на энергию возможна в том случае, если такие схемы будут восприниматься как справедливые и способные обеспечить климатическую справедливость. Данные исследования были получены в ходе Европейского исследования бюджетов домохозяйств 2015 года, в котором приняли участие 275 614 домохозяйств. В качестве косвенных показателей энергопотребления и выбросов использовались расходы домохозяйств и информация из базы данных Exiobase.
Для оценки поддержки населения в рамках исследования были проведены фокус-группы с целью выяснения реакции людей на различные политические меры, направленные на снижение энергопотребления. Некоторые участники рассматривали квоты на перелеты и пробег автомобилей как посягательство на личную свободу и выбор. С другой стороны, были и те, кто выступал за введение ограничений на определенные виды деятельности, например, на деловые или личные перелеты сверх установленного порога. Во всех фокус-группах наблюдалось общее признание чрезвычайной климатической ситуации и настоятельной необходимости принятия оперативных мер.
В своей статье в журнале исследователи подчеркивают, что некоторые участники признали справедливость норм, ограничивающих потребление энергии "роскошью", так как они относятся ко всем одинаково. Такое восприятие в сочетании с предоставлением веских обоснований было продемонстрировано при принятии ограничений на поездки и других ограничений во время пандемии COVID-19.
Если направить усилия на ограничение энергопотребления, считающегося «роскошью», и подчеркнуть справедливость и равенство, то можно смягчить потенциальное противодействие механизмам снижения спроса на энергию.