Байкало-Амурская магистраль (БАМ), начатая 50 лет назад, стала одной из крупнейших стройок века. Строители, столкнувшиеся с многочисленными трудностями, поделились своими воспоминаниями и рассказали об опыте, накопленном за эти годы. Северомуйский тоннель — один из самых сложных и протяженных участков БАМа, длиной более 15 км, который строился более четверти века. Из-за сложных условий труда иностранные специалисты отказались от участия, и советские инженеры и рабочие справлялись с вечной мерзлотой, подземными водами и тектоническими разломами. Работы сопровождались постоянными обвалами и землетрясениями.
Процесс строительства тоннеля включал буровзрывные работы, после чего породу убирали, а своды тоннеля бетонировали. Перемещение рабочих осуществлялось с помощью шахтовых лифтов. Важную роль в обеспечении безопасности играла геологическая разведка, выявлявшая потенциально опасные зоны для их укрепления.
Однако, несмотря на все меры предосторожности, в 1979 году произошла крупная авария. Вода из древнего русла реки хлынула в тоннель со скоростью 1,5 тыс. куб. м в час, что привело к гибели 31 человека. Сегодня Северомуйский тоннель укреплен и может выдержать землетрясение магнитудой до девяти баллов. Его пропускная способность составляет до 20 млн т грузов в год, а время в пути через Ангаро-Канский перевал сокращено с 2 часов до 23 минут.
С развитием торговли с Азиатско-Тихоокеанским регионом модернизация БАМ продолжается. В ближайшие годы планируется строительство второго Северомуйского тоннеля, что сделает магистраль еще более мощной и стратегически важной для экономики России.
Президент РФ Владимир Путин отметил значимость БАМ на праздновании 50-летия начала его строительства, подчеркнув вклад магистрали в развитие новых городов и поселков, а также её роль в открытии экономических перспектив для страны и создания транспортного маршрута для Евразии.
Продолжение развития БАМ остается приоритетной задачей, и магистраль, построенная усилиями всего Советского Союза, продолжает расширяться и модернизироваться, открывая новые горизонты для торговли и экономического роста России.