На окраинах Осло электромобили стали привычной частью ландшафта, что подчеркивает стремление Норвегии стать первой страной, полностью избавившейся от автомобилей на ископаемом топливе. Эта цель кажется вполне достижимой благодаря устойчивой политике и активным шагам по стимулированию перехода на электрический транспорт. В результате в Норвегии электромобили занимают почти 43% автомобильного рынка, что намного выше среднего показателя в Европе. Многие жители страны, включая предпринимателей, давно осознали, что покупка электромобиля не только экологически оправдана, но и экономически выгодна.
Норвегия, крупнейший производитель нефти и газа, поставила перед собой одну из самых амбициозных целей в сфере электрификации транспорта. Страна намерена полностью отказаться от продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже к 2025 году, опережая Европейский Союз на целое десятилетие. В этом ей помогают грамотные инициативы, такие как налоговые льготы и освобождение от городских сборов, что делает электромобили конкурентоспособными на уровне с обычными машинами.
Однако путь Норвегии к электрификации не всегда был гладким. Ещё в 1990-е активисты, такие как Фредерик Хауге и Мортен Харкет, фронтмен группы A-ha, боролись за признание электромобилей, устраивая акции гражданского неповиновения. На их переоборудованном Fiat Panda были наложены многочисленные штрафы, что в итоге привело к тому, что власти предоставили электромобилям особые привилегии. Эти меры сделали Норвегию лидером в области экологичного транспорта.
Электромобили также стали пользоваться дополнительными преимуществами, такими как бесплатная парковка и доступ к полосам общественного транспорта, что значительно упростило их использование. Хотя часть льгот была со временем сокращена, на тот момент электромобили уже стали массовым явлением в Норвегии. Для удобства пользователей создана разветвленная сеть зарядных станций, а современные электромобили обладают большим запасом хода и способны справляться с суровым северным климатом.
Сегодня в Норвегии продолжается работа над полным переходом на транспортные средства с нулевым уровнем выбросов. Все такси в Осло теперь обязаны быть электрическими, и большинство дилеров уже исключили автомобили с двигателем внутреннего сгорания из своего ассортимента. В то же время, на дорогах страны электромобили впервые превзошли по численности бензиновые автомобили, оставив дизельные автомобили как последний оплот старых технологий.
Норвежский опыт стал примером для многих стран мира, демонстрируя, как грамотно внедренные меры стимулирования и привилегии могут значительно ускорить переход на экологичные технологии.