Расширение прав женщин и забота об окружающей среде: концепция устойчивого развития была впервые представлена на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (UNCHE) в Стокгольме в 1972 году. Норвежка Гру Брундтланд ввела этот термин в своем докладе "Наше общее будущее" (1987), определив его как устойчивое использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на свою актуальность, устойчивое развитие часто рассматривается как ограниченное управление природными ресурсами и охрана дикой природы, игнорируя целостную перспективу.
Эта точка зрения критикуется многими, в том числе феминистками, которые утверждают, что дихотомия «человек против природы» является ошибочной и вредной конструкцией. В своем эссе «Экофеминистская философия» (2000) философ Карен Дж. Уоррен исследует негативное влияние этой дихотомии на женщин и окружающую среду. Она утверждает, что патриархальные общества исторически рассматривали женщин и природу как «других», что привело к угнетению и маргинализации тех и других. Она предполагает, что дихотомии западного общества на «мужчина-женщина», «культура-природа», «разум-тело» и «разум-эмоции» усилили «логику доминирования» и предпочтение якобы «мужских» характеристик.
Элизабет Мейер, ландшафтный архитектор, заметила, что иерархия в практике созданной среды не только исключает женщин и другие маргинализированные группы, но и усиливает разделение между людьми, животными и растениями. Такое разделение приводит к тому, что люди рассматриваются как посторонние для экосистем, частью которых они являются, что способствует формированию этики владения или контроля, а не партнерства. Чтобы рассмотреть вопросы устойчивости и экологии с целостной точки зрения и отойти от дихотомии доминирования, возник экофеминизм.
Расширение прав женщин
Экофеминизм, придуманный Франсуазой д'Эбонн в 1974 году, использует феминистские принципы гендерного равенства для переоценки нелинейных структур и создания мира, уважающего органические процессы, целостные связи, достоинства интуиции и сотрудничества. Она также подчеркивает непропорциональное воздействие экологических проблем на женщин, которые имеют меньший денежный достаток и больше зависят от природной среды. Следовательно, женщины чаще подвергаются перемещению в результате изменения климата и вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы добыть такие ресурсы, как вода в засушливые сезоны. Исключительные обязанности женщин по уходу за детьми, престарелыми и обеспечению продовольствием ставят их на передний край в случае стихийных бедствий, вызванных изменением климата.
Однако женщины часто исключены из процесса планирования восстановления после стихийных бедствий и обсуждения климатической политики, несмотря на то, что на них непосредственно влияет изменение климата. В результате архитектурные пространства и городской дизайн задумываются исключительно с мужской точки зрения, не удовлетворяя потребности маргинализированных групп, включая женщин и природу.
Для решения вышеупомянутых ситуаций появились инициативы, направленные на содействие развитию женщин и сохранению природы. Многие из этих инициатив направлены на то, чтобы соединить народные знания женщин с их повседневными потребностями. Архитектор Ясмин Лари - видная фигура в этой практике, хотя она не причисляет себя к экофеминисткам. В недорогом проекте Лари для пакистанской чулы, типичной уличной печи, используется глина и известь, чтобы заменить сильно загрязняющую окружающую среду конструкцию, которая негативно влияет на здоровье женщин. Новая конструкция не дымит, а возвышенная платформа из глиняных кирпичей защищает участок от наводнений, создавая при этом более гигиеничное и вентилируемое рабочее место. Успех проекта был основан на традиционных методах, что позволило расширить возможности неграмотных женщин с помощью знаний, которыми они уже обладают.
Можно найти и другие проекты, сочетающие расширение прав и возможностей женщин и заботу об окружающей среде, например, центр для людей с ограниченными возможностями «Анандалой», построенный в Бангладеш. В центре использовался преимущественно женский труд и местные природные материалы, включая землю и бамбук. Помимо социальной миссии центра, он также включает в себя текстильную мастерскую, продукция которой продается на местных ярмарках.
Экофеминистские принципы демонстрируют, что устойчивое развитие выходит за рамки солнечных батарей и зеленых крыш. С развитием этого понятия оно становится все более сложным, охватывая аспекты, связанные с культурой, полом, социальным классом, экономикой и др. Такая широта показывает, что истинная устойчивость требует культурной революции, которая выходит за рамки технологий и учитывает потребности женщин и других маргинализированных групп. Очень важно внимательно относиться к народным знаниям и их потенциалу для создания устойчивого будущего.